Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:

С.С. Гейченко пишет: "У нас почему-то ныне стало любви и привязанности к родному месту, дому, семье. А это очень обедняет человека. Лиши дерево корней - погибнет. Так и с человеком". Поэтому долг каждого образованного, культурного человека сберечь и передать своим потомкам о великих преобразованиях и страшных войнах, о людях, что принесли Отчизне славу.

А то ведь, как получается, в наши дни: любой малец тебе протараторит наизусть телерекламу, а как жилось в войну соседской бабуле, и как воевал его родной дед, не знает. Растут, таким образом, Иваны, непомнящие родства, как грибы.

Нужно для пробуждения в душе подрастающего поколения". Любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам". Много умных, интересных книг о малых городах и селах. Они, эти книги, должны будут помочь увидеть свою родину другими глазами.

Я надеюсь, что мои записки выполнят эту задачу: пробудят в молодежи интерес к истории родного села, к жизни земляков.

 

Глава I. Глубинка Российской Империи

В начале XVIII века огромные просторы степного Заволжья ещё не были освоены и именно сюда бежали помещичьи, дворовые и государственные крестьяне из густонаселённых центральных губерний (Смоленской, Тульской, Брянской, Пензенской) в поисках земли и воли. Наряду с крестьянской колонизацией активно проводилась в XVIII веке и государственная колонизация нашего края. С целью упорядочения казенного и частного землевладения, поощрения заселения неосвоенных земель было осуществлено генеральное межевание, о котором было объявлено в 1765 году, а о генеральном межевании Симбирской, Оренбургской губернии было объявлено в 1791 году.

Проведение межевания и процесс вольной колонизации переплелись, что ускорило заселение и освоение многих районов нашего края.

Документы 5 ревизии 1796 г. и генерального межевания отметили существование довольно крупных селений Бузулукского уезда (Утевка, Домашка и др.) В1796 году 6 крепостей , 28 сёл, 4 слободы и 166 деревень Бузулукского уезда насчитывали 14 тыс. душ мужского пола, в том числе 10 тыс. государственных крестьян.

Особенно интенсивно осваивался юг Заволжья. По Бузулукскому уезду основной прилив переселенцев наблюдался между VII и VIII ревизиями (1816-1834 г. г).

Население уезда составили выходцы из 24 губерний: (Симбирской, Тульской, Рязанской, Пензенской), русские и мордва, однодворцы и беглые крестьяне, именами которых нарекались новые деревни и села: Новопавловка, Антоновка, Семёновка и др.

По воспоминаниям старожилов в конце XVIII начале XIX века после долгих скитаний по Заволжской степи к реке Ветляне из Смоленской губернии переселилась семья Кулешова и четверо его сыновей. Приглянулась им местность богатая лесом и живностью (козы, сайгаки, птицы) и срубили здесь свою избу. Вскоре рядом с Кулешовыми поселились и их земляки и стала эта улица называться Смоленщиной, а село получило название по имени первого поселенца.

Крестьяне-выходцы из Пензенской губернии, по национальности мордва, селились отдельно, в противоположном от Смоленщины конце села. Так появилась мордовская слобода (это название сохранилось до сих пор). Объединяла два противоположных конца сладкая слобода, получившая своё название из-за наличия здесь кабака и лавки. В наши края переселились и крестьяне из Тульской и Брянской губерний. Но на карте Бузулукского уезда XVIII века река Ветляна показана не заселённой, описание села отсутствует и в "Экономических примечаниях к планам генерального межевания Бузулукского уезда за тот же период".

А в списках населённых мест Российской губернии за 1900 год есть следующие сведения: "Село казённое при речке Ветляне, число дворов-229, число жителей мужского пола 822, женского пола 852, церковь православная".

В фонде Самарской консистории в документах с клировыми ведомостями сёл и деревень Бузулукского уезда есть сведения о том, что в 1846 году на средства прихожан была построена деревянная церковь во имя святых чудотворцев Косьмы и Домиана (Козьмодемьяновская), которая вмещала 700 богомольцев. Это говорит о том, что к тому времени село было большое (около 1000-1500 жителей), а значит село было основано в конце XVIII в начале XIX века. Не могло же столько жителей переселиться в нашу местность в течение короткого времени. Кроме того, экспонаты музея подтверждают эту гипотезу: монеты начала ХГХ века (1805-1812) Самовер 1825 г. Так же у многих местных жителей предки родились в Кулешовке так же в начале XIX в. При церкви имелось частное училище, открытое Василием Тимофеевичем Иргизовым в его доме. В училище обучалось 15 мальчиков. Должность наставника занимал сам священник. В 1867 году в Кулешовке было 217 дворов с населением 1929 человек.

В 1900 году по списку населённых мест Самарской губернии в с. Кулешовке Бузулукского уезда проживали русские и мордва, православные. В селе было 354 двора с населением 2275 человек, находилась церковь, церковно приходская школа, 6 ветряных мельниц, 3 маслобойки, 3 овчинных заведения. Но не было в селе фельдшера, и заболевшим приходилось ездить в соседнюю Зуевку или обращаться к местным знахаркам. Отсутствие медицинской помощи влекло за собой большую смертность. Об этом говорят цифры церковной метрической книги за 1887 год: родилось 144 ребёнка-84 мальчика и 60 девочек, а умерло 96 человек, из них 80 детей в возрасте от 11 дней до 12 лет.

Земля тогда ещё не была истощена и урожаи пшеницы, гречихи, проса, льна были таковы, что большие крестьянские семьи могли излишки продавать. В селе было развито бондарное ремесло. Одежда крестьян была в основном домотканая. Умелые женские руки украшали одежду, скатерти, рушники кружевами и вышивками.

Училище, открытое В. Т. Иргизовым в1885 году было преобразовано в одноклассную церковно-приходскую школу. Она была открыта на общественные средства и помещалась в специально для неё построенном доме. Обучались 49 мальчика и 14 девочек. Все русские. В 1912 году письму, чтению, закону божьему обучалось 95 мальчиков и 30 девочек. Учебниками школу снабжало отделение училищного совета, которое покупало их на брачные пожертвования. Обучение детей велось бесплатно. Мальчики, обучающиеся в школе, освобождались от воинской повинности.

Глава II. Кулешовка в годы революции и гражданской войны

Война 1914 года не обошла стороной и наше село. Из многих семей были призваны в армию кормильцы А.И. Потапов, А.И. Фролов, А.Ф. Крайнов', М.Талдыкин и многие другие. Содержать хозяйства стало трудно. Многим сельчанам из многодетных семей пришлось идти на заработки к зажиточным крестьянам за кусок хлеба. Осенью 1917 года в село возвращались фронтовики с известием о событиях в Москве и Петрограде. Началось брожение: демонстрации, митинги; слушали сельчане новости, затаив дыхание. Ведь не дезертиры о братаниях на фронте и революции рассказывали, а люди, получившие звание унтер-офицеров (Потапов, Крайнов), награжденные Георгиевскими крестами (Фролов).

Как жить дальше? На распутье были кулешовцы. Село голодало. Неурожайный 1917 год давал о себе знать. Крестьянин выгребал последние сметки из закромов и сусеков. Но, будучи голодным, он был жадным не только до хлеба. С особой жадностью он воспринимал все новости, которые приносили с собой возвращавшиеся в Кулешовку с фронтов первой мировой империалистической войны солдаты.

"А они не скупились на новости. На собраниях и митингах, которые то и дело созывались в селе в январе феврале 1918 года. Солдаты разъясняли крестьянам, почему совершилась Великая Октябрьская революция, кто такие большевики, каковы очередные задачи Советской власти. Словом, жизнь бурлила ключом"1. Так рассказывал современник тех событий Данила Матвеевич Шепелев. В марте 1918 года был образован сельский совет, председателем которого был избран Василий Исаевич Кузин, в состав исполкома вошли Павел Прокофьевич Глотов, Илья Семёнович Коптев, Василий Григорьевич Шепелев и другие. Главной заботой новой власти села в то время было распределение земли среди крестьян. Сход граждан большинством голосов решил распределить землю по едокам. Нашлось и семенное зерно. Оно было изъято у зажиточных крестьян Но вскоре до Кулешовки дошел слух, что в Самаре власть захватили белочехи. И гут же в селе был образован комитет новой власти, который возглавил Лукьян Михайлович Котов, бывший старшина. Членом комитета был и милиционер Мирон Гладких, и член по военным делам Трофим Старухин, прапорщик.

Вскоре в Кулешовку вступил небольшой отряд белочехов, вставший на казарменное положение на паровой мельнице. Там же проживал и уполномоченный от учредительного собрания, в задачу которого входила мобилизация молодёжи в так называемую народную армию. Штаб отряда находился в доме попа Георгия Пантеровского.

Д.М. Шепелев вспоминает. Помню, кулешовцы собрались на улице, которая называлась Сладкой слободой, около избы бывшего лавочника Н.А. Глотова. Притихшие стояли люди. Они молча слушали речь щуплого штатского, который призывал молодежь идти в народную армию, чтобы спасти демократию, помочь братушкам-чехам навести порядок. Но когда начал выступать щеголеватый офицер, который не говорил, а выкрикивал приказы, требуя немедленно вступить в народную армию, люди не выдержали. "В какую ещё рабочую армию? Раньше против немцев воевали, а теперь приказываете идти войной против своих, рабочих и крестьян? Не выйдет"'.

Но одной агитацией белочехи не ограничивались. Казаки делали облаву на активистов сельского совета. Так, однажды ночью в дверь к Андрею Филипповичу Крайнову постучали: "Беляки нагрянули. На всех активистов сельского совета облава будет". Но не успел хозяин дома собраться, как в дверь постучали, Что делать7 Андрей Филиппович уже хотел открывать дверь, но находчивая, верная супруга Прасковья Филипповна не пустила, а подошла осторожно к большой зыбке, подняла осторожно сынишку Ивана и положила на кровать. "Ляг"- шепнула мужу. Стук в дверь становился всё громче и нетерпеливее. Прасковья Филипповна открыла, и казаки потребовали открыть дверь. Но хозяйка, сославшись на то, что ребенок только что заснул, свет не зажгла. Офицер, чиркнув спичкой, огляделся, а солдаты начали обыск, но в зыбку заглянуть не догадались. Не найдя хозяина, и, пообещав зайти завтра, ушли. После ухода казаков Андрей Филиппович ушёл огородами в степь, где скрывался в землянке. Тем временем крестьяне были заняты мирным трудом; после сева прошли дожди, что позволило собрать осенью неплохой урожай.

А в конце октября в Кулешовку вступил отряд Красной Армии (Домашкинский полк Чапаевской дивизии). Первым заметил его казачий часовой и пулей помчался на мельницу. Там началась паника. В спешке переправились казаки на правый берег Ветлянки и галопом помчались в сторону Верхне-Съезжего. Но их догнали снаряды орудий, установленных бойцами Красной Армии на околице села. Вместе с частью Красной Армии ушли из села много молодых кулешовцев, в том числе и Андрей Иванович Фролов, который видел В.И. Чапаева и был в станице.

После ухода Красной армии куда-то пропал Л.М.Котов, и вместе с ним Трофим Старухин, но жандарм Ф.Я.Глотов попался. Его судил военный трибунал и приговорил к расстрелу. Ночью приговор был приведён в исполнение. Во время сражения были невинные жертвы: военным патрулем белых был запорот нагайками парень по имени Фёдор (за много лет старожилы фамилии его не запомнили).

Вместе с А.И.Фроловым ушёл с частью красной армии и Степан Алексеевич Давыдов, который в 1919 году воевал под Бузулуком, Саратовом и Царицыным. Троцких Нил Андреевич в годы гражданской войны воевал в Даурии, на Дальнем Востоке. Революция Бориса Родионовича Васильева застала в Москве, где лежал в госпитале. После излечения вступил в красную армию, участвовал в легендарном первомайском субботнике 1918 года: нёс бревно с Лениным.

Но, к сожалению, не все вернулись в родное село с фронтов гражданской войны. Ушёл прямо с поля с отрядом Панарин Алексей Акимович и не вернулся. И не знает его жена, Прасковья Севостьяновна, что с ним стало. Только была весточка, что идут пешим строем в Бузулук. И всё. Был зарублен казаками на Дону Котов Иван Архипович. Теперь стоит в центре села, за клубом, памятник жертвам гражданской с фамилиями 19 погибших односельчан. Это памятник жертвам братоубийственной войны.

 

Глава III .Село в 20 годы

После ухода из села белочехов в Кулешовке возобновил свою работу сельский совет, который возглавил Андрей Филиппович Крайнов. Главной задачей - наладить мирную жизнь в селе. Усилиями совета в этом же 1918 году была открыта для кулешовских ребятишек начальная школа. Первой учительницей стала Шеева Серафима Васильевна.

Самым трудным периодом работы с/совета была зима 1920-21 года. В связи с тем, что лето было засушливым, подавляющее большинство крестьянских семей осталось не только без семян, но и без продовольственного зерна. И задачей совета было снабжение населения продовольствием. Были введены карточки. Но, не смотря на это, смертность в селе была настолько высока, что не успевали хоронить, и трупы до весны складывали в амбар, и как только земля оттаивала, рыли большую братскую могилу, и всех умерших за зиму на верблюдах увозили на кладбище и хоронили. Много тогда ходило среди крестьян разговоров о конце Советской власти.

Члены с/совета, Скурыгин Пётр Дементьевич, Егор Козак и Кондаренков Иван Кириллович проводили большую разъяснительную работу среди населения. А в один из дней начала января 1921 года по селу разнёсся слух, что вечером состоится молодёжное собрание.

"Такого ещё не было, чтобы на собрание созывали парней и девчат, - вспоминает Д.М. Шепелев, - поэтому, хотя на дворе стоял трескучий мороз, молодые люди ровно в назначенное время толпились у дома И.В.Захарова, где было намечено провести собрание"1. Представитель Зуевского волостного совета открыл собрание. Затем представитель Богатовского райкома комсомола Харламов прочитал доклад.

 

С дополнениями к докладу выступили Фёдоров и Станислав Радкевич.  От них кулешовская молодежь узнала о комсомоле. В ходе бурных дебатов приезжим удалось убедить юношей и девушек вступить в комсомол. "Поэтому после собрания у стола президиума оказались Егор Чеховских, Сергей Глотов, Иван Шеин и другие. Все они попросили записать  их в ряды комсомола. Так, в 1921 году в Кулешовке была создана первая комсомольская ячейка. Председателем ячейки был избран Егор Глотов, а секретарем выбрали меня. Комсомольцы проводили большую политическую работу по ликвидации кулачества как класса, по коллективизации крестьянства. Мы организовывали рейды легкой кавалерии, выявляли недостатки, придавали их гласности, учились в ликбезе, в кружке политграмоты, вели работу по вовлечению молодёжи в комсомол. Уже через несколько месяцев комсомольская ячейка выросла до 15 человек. В её ряды Николай Кузин, Данила Шепелев, Анна Митрофанова, Мария Волкова, Вера Головачева, Мария Коробова и многие другие. Были организованы различные секции, кружки: драматический, хоровой, спортивный, струнный оркестр. Мы ставили спектакли, выезжали  с постановками в сёла Ефремовку, Семёновку, районный центр Алексеевка и т.д. Много людей привлекали и наши диспуты, они длились по несколько часов и имели хорошие результаты. Так, например, диспут "Есть ли Бог?" в котором с одной стороны выступал священник Пантеровский, а с другой - студенты Самарского Вуза, продолжался чуть ли не до утра", - так вспоминает о комсомольской юности И.Д.Чеховских.

В ряды комсомольской организации в те далёкие годы не принимались дети зажиточных крестьян, священников. Шабанов Александр Дмитриевич, например, не мог вступить в родном селе в комсомол, т. к. его мать работала в церкви. Он только в университете поступил в комсомол. В 60-70 г. Шабанов А. Д.- профессор индустриального института.

Но естественно, не такое уж безоблачной была жизнь в селе: не всем были по душе происходящие перемены. Погиб от рук противников Советской власти председатель с/ совета Крайнов Андрей Филиппович. Вот как описывает это событие И. Сидоров: "В дверь постучали как тогда, во время гражданской. Попросили Андрея выйти и утихомирить пьяного дебошира, не дающего покоя семье. Прасковья почувствовала недоброе повисла на шее мужа, заголосила: "Не ходи, убьют они тебя, не за что не пущу". "Да будет чепуху нести", - сказал Андрей и с силой оттолкнул жену. Прасковья побежала за мужем, но не успела защитить его. Железный сердечник от телеги, с силой брошенный из-за угла, ударил его в грудь, а второй угодил в голову. Андрей упал как подкошенный, ни резу не вздохнув. Случилось это в пристальный кулешовский праздник Кузьмы и Демьяна 14 ноября 1928 года.

 

Глава IV. Раскулачивание и коллективизация

 

В 20-30 гг. происходили в деревне два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью, прежде всего обеспечение коллективных хозяйств материальной базой. В то же время ликвидация кулаков, лишая деревню наиболее предприимчивых, независимых крестьян, подрывала дух сопротивления. Судьба раскулаченных должна была послужить уроком остальным, тем, кто не желал добровольно идти в колхоз. Кулаков выселяли с семьями, грудными детьми, стариками. В холодных нетопленных вагонах, с минимальным количеством скарба везли людей в отдаленные районы Урала, Сибири, Казахстана.

 

Эти строки из учебника истории России очень ярко, легко можно подтвердить событиями, происходившими в нашем селе. В конце 20 г, после конфискации дома и имущества, Потапов С. В. со всей семьёй (два сына и дочь Мария) были выселены в Архангельск. Работали они в ссылке на лесоповале. За выполнение нормы на этой каторжной работе ссыльные получали 400 г хлеба, а Потаповы постоянно выполняла по 1,5 нормы.

Дочь Сергея Васильевича по совету своих новых знакомых обратилась с прошением к М. И. Калинину. Вскоре Марию помиловали, но вернувшись в родное село не могла найти работу: не принимали в колхоз, как дочь высланного кулака, и она вынуждена была уехать в г. Куйбышев, где работала у разных людей в работницах. По возвращении на кануне войны отца и братьев в Кулешовку, в родное село вернулась и Мария.

Парфен Родионович Васильев имел маслобойку, а его брат Борис Родионович — кузницу; тем и кормились. Земли, как у других крестьян, не было. Во время конфискации имущества сердце у Парфена Родионовича не выдержало, и он умер на дворе, когда стали уводить скотину. Жена была сослана в Котлас, а дочь к тому времени была уже замужем и судьбу матери не разделила. Борис же Родионович вместе со своей мельницей вступил в колхоз, поэтому репрессирован не был. До самой пенсии он так и работал кузнецом.

У Панарина Герасима Павловича, тоже имевшего мельницу, конфисковали имущество, но в места не столь отдалённые не сослали, только предложили покинуть село. Причина столь мягкого по тем временам приговора - большая, в 11 человек, семья. И взяв минимальное количество имущества, только то, что можно было унести с собой, семья Панариных покинула родную Кулешовку, и отправилась в Самару, где глава семейства устроился плотником в драмтеатр.

Конфисковано имущество и у сына сельского старосты Кузьмы Лукьяновича Котова, имевшего мельницу и работников, затем был сослан.

Под конфискацию попадали и середняки, крестьяне, имевшие сельхозинвентарь, несколько голов крупного рогатого скота, лошадей. Имущество конфисковалось, но семьи этих крестьян не ссылались. Например, у Чеховских Максима Григорьевича был конфискован плуг и другой с/х инвентарь.

Такова была судьба и Владимира Денисовича Сафронова. Его братья Иван и Фёдор были сосланы в Караганду, где Фёдор Денисович умер. Его сыновья Яков и Александр, сосланные с отцом, тайком уехали с места ссылки.

У Шабанова Афанасия Петровича конфисковали ветряную мельницу, но не сослали, так как хозяин мельницы добровольно вступил со всей своей большой семьёй в колхоз, и до самой пенсии работал мельником. До сих пор старожилы села вспоминают Афонину мельницу добрым словом: хороший помол был.

Всё конфискованное имущество и скот стало основой создаваемых в ту пору колхозов. И.Д.Чеховских вспоминает: "Много сил отдавали комсомольцы делу коллективизации.Осенью 1928 года мы вместе с коммунистами провели большую работу в селе по организации колхоза "Гигант". Многое не было при этом учтено, и колхоз вскоре развалился. Но мы не падали духом. Снова и снова шли к людям, разъясняли им преимущества коллективной жизни, и вскоре в селе организовалось коллективное хозяйство имени Демьяна Бедного. В него вошли лишь 12 семей, однако люди видели преимущества коллективного труда, и колхоз рос и креп.

 

М.Ф.Чеховских, бывший председатель колхоза, при встрече с молодёжью в 1987 году, вспоминал, что в 1929 году было создано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ)"Юный рассвет", председателем которого избрали его отца, Ф.Чеховских.

Товарищество,просуществовав примерно полгода, развалилось. Именно тогда, в 1929 году, в "Юный рассвет" пришёл первый трактор "Фордзон", на котором работал И. Чеховских

После ряда экспериментов в 1933 году окончательно были созданы два колхоза: имени Чаянова и имени Пугачёва. 22 апреля 1936 года колхозами был получен государственный акт на вечное пользование землей. За колхозом им. Пугачева было закреплено 4515 га земли, а за колхозом им. Чкалова-3440 га земли. Колхозы возглавили соответственно Андрей Ефимович Панарин и Иван Федорович Савин.

К 1939 году в колхозе им. Пугачева было уже 138 дворов с населением 4993 человека, в том числе трудового населения 2882 человека. Тракторов в хозяйстве тогда было всего 3, автомашин-1, сеялок-15.

 

 

2

Дата создания: 05.11.2015 10:35

Дата последнего изменения: 20.11.2024 08:53

На главную страницу